Получите сейчас мой PDF список необходимых материалов для скетчинга!
Укажите в форме свое имя и мейл:
В этом блог-посте я поведу речь о ключевой роли серых маркеров в интерьерном скетчинге; узнаем, почему же они так важны, поговорим об их оттенках и тонах. Здесь я покажу примеры хороших наборов серых из художественного магазина, а также вас ждут примеры моих скетчей, выполненных в серой гамме.
Интерьерный скетчинг держится на серых, утверждаю это. «50 оттенков серого» - так должен был называться фильм о рисовании для дизайнеров интерьера. Я как человек, который родился и вырос в Петербурге, могу отличить до 100 оттенков серого :-) Серые заканчиваются у меня быстрее всего, мне их постоянно не хватает и нужно всегда больше и еще больше! Признаюсь, я люблю скупать серые маркеры разных фирм в художественных магазинах, это моя слабость, просто не остановиться. К счастью, есть перезаправляемые Copic, это несколько спасает ситуацию. Копики вообще мои любимчики, но страсть попробовать что-нибудь новое из материалов неотделима от меня. Откуда у серых столько оттенков? Оттуда, что у них разная теплохолодность. Что? Вот о теплохолодности и поговорим в первую очередь.
Теплохолодность серых
Начнем с капельки «занимательной теории». Серые бывают нейтральных оттенков, холодных и теплых (иногда теплые называют «французскими», звучит очень изысканно по-моему, как и все "ля франсе"). Что такое холодные и теплые оттенки? Помню, как нам говорили в художественной школе: «В холодном оттенке просвечивает голубое небо, в теплом - апельсин». Я тогда это не поняла, но потом на практике разобралась.
Вот мои персональные открытия из художки: холодные оттенки не значит, что это только синие, голубые, фиолетовые, также как и теплые - не значит, только желтые, оранжевые и красные цвета. И желтый может быть с холодным оттенком (например, лимонный), и фиолетовый может быть теплым. Вопрос в том, с чем сравнивать? Оттенки хорошо смотреть на бумажной палитре, тогда это особенно наглядно. Это как в акварели: кобальт синий бесспорно считается холодным, но если к нему примешать немного умбры жженой - появится теплота. Если больше будет кобальта - то оттенок серого будет более холодным, если больше умбры - то более теплым.
Сейчас подумала: «Хм, наверно, поэтому слово «теплохолодность» пишется слитно, ведь теплые не существовали бы без холодных и наоборот". Ох уж эта теплохолодность (почему было не назвать ее холоднотеплостью?) Начиная с первых занятий художки нам все уши прожужжали: «Соблюдайте теплохолодность в своих работах», мне кажется, это была наша мантра в детстве. Как выяснилось, неслучайно. Это одно из главных правил в живописи. Выдержанная теплохолодность, то есть определенное количество теплых и холодных оттенков цветов в рисунке помогает создать гармонию в картине. Холодные и теплые поддерживают друг друга.
Серые же особенно богаты на оттенки, которых буквально сотни и сотни в природе. В интерьерном скетчинге маркерами эта теплохолодность невероятно важна - для передачи реалистичности и достижения цельности в скетче.
Самое главное правило теплохолодности
Ведущее правило в живописи гласит: «Если свет холодный, то тень теплая и наоборот: теплый свет - холодная тень». Считается, что обычный дневной рассеянный свет холодный, соответственно, тени будут с теплым оттенком. Это не значит, что в акварели, к примеру, свет мы пишем кобальтом синим, а тени умброй, нет! Как пример, свет мы можем писать через кобальт, добавить самую каплю его к основному (локальному) цвету предмета в свету, а тени собственные и падающие можно писать через умбру, примешивая ее к нужному нам цвету. В маркерах еще проще: можно использовать холодные серые в свету и теплые серые в тенях. Маркеры обладают одним из самых удивительных свойств акварели: ими можно рисовать, наслаивая цвета друг на друга и получая все новые и новые оттенки, при этом бумага снизу будет видна, будет просвечивать, она не закроется глухо как в масле или темпере, и это придаст эффект свечения рисунку.
Как научиться видеть эти оттенки?
Хорошее упражнение здесь: порисовать одноцветные натюрморты: белые, синие, красные, черные и тп. То есть, к примеру, все предметы в вашем натюрморте только синего цвета: синяя драпировка, синий чайник, слива, прозрачная бутылка. Высший пилотаж - это рисовать только белую постановку - вот где вы познакомитесь с сотнями оттенков серых в полной мере!
Нейтральные оттенки серых
С нейтральными все просто: холод и тепло в них в одинаковой пропорции, поэтому их сложно отнести четко к холодным или четко к теплым. Но как всегда, смотря с чем сравнивать. Если положить два маркера: один нейтральный, другой холодный, то нейтральный покажется вам чуть более теплого оттенка. Это всегда вопрос пропорции теплоты/холода в цвете.
Разбор моего скетча №1
Посмотрите к примеру на этот скетч, который нарисован тремя маркерами. Свет здесь я делаю через теплый серый WG1 (Warm Gray 1), а тени через холодный серый CG1 (Cool Gray 1). При этом, на первом плане эти цвета у меня смешиваются в слоях. Детали первого плана (консоли, светильники, люстра) я рисую через теплый серый WG4, и это усиливает эффект пространства, воздушной перспективы в скетче, так как ближе к нашим глазам мы видим цвета более насыщенными и теплыми по сравнению с теми же цветами вдалеке, где они будут более блеклыми и холодными из-за толщи воздуха. О да, у воздуха есть свой цвет!
Разбор моего скетча №2
Данный скетч я нарисовала сразу, как купила новый набор серых от Chartpak (разбираю этот набор в видео ниже), просто не могла успокоиться, пока не попробовала все маркеры из набора. Здесь я еще добавила немного мятного и телесного цвета. Серыми особенно здорово рисовать подобные светлые интерьеры, ими удобно показывать градации света, передавать тон предметов, намечать тени. База всего скетча может быть сделана двумя-тремя серыми маркерами (разбираю это подробно в моем курсе "ПРО").
Тон серых
Серые могут быть разными не только по теплохолодности, но и по тону. Здесь все просто: светлее/темнее. Соответственно, если взять холодные оттенки серых, то они могут быть более светлые или более темные, т.е. разные по тону. К примеру, серые из моего набора маркеров Copic ciao (показываю их в конце этого видео) имеют холодный оттенок, который обозначен английской буквой "C" (Cool) и номером, чем больше цифра - тем темнее тон. C-1 в наборе это самый светлый серый, C-5 имеет средний тон, C-7 уже очень темный.
Эти три маркера кстати, являются очень хорошим примером для проработки такой темы как тональность в интерьерном скетчинге. Можно взять любой фото-исходник интерьера из Pinterest, убрать в Photoshop в нем цвет, т.е. сделать картинку черно-белой или просто распечатать изображение на принтере в оттенках серого, без цвета - так вы сможете увидеть работу тона в картинке: там обязательно будут самые темные участки (как правило, тени и изначально темные предметы), средние по тону и самые светлые.
Смотрите видео на Ютьюб Olga Sorokina, где я делаю разбор моего любимого набора Chartpak:
Упражнения
Как можно натренировать глаз видеть больше оттенков и тонов серых? Помимо вышеупомянутого варианта с рисованием белого натюрморта, предлагаю вам рисовать как можно больше серых предметов и текстур: например, хорошо порисовать предметы из бетона, тем более что сейчас этот материал активно используется дизайнерами (бетонные стены, бетонное основание для лампы, бетонный стол и т.п.).
Можно погулять по Петербургу в дождь, да еще и в ноябре - вот где тысячи серых оттенков! Наблюдайте серые.
Также попробуйте нарисовать интерьерный скетч (натюрморт, пейзаж, портрет - что угодно), используя только серые маркеры одного тона (например, только нейтральными серыми). В моем художественном лицее такое упражнение называлось «гризайль». Это замечательная тренировка для вашего глаза, так как порой мы слишком увлечены яркими цветами и забываем про тон, а от этого может существенно пострадать цельность вашего скетча.
В моем наборе от Chartpak градация серых по тону идет от 1 до 10, где 1 - это очень светлый серый, а 10 - супер темный, почти черный, одиннадцатый в данном наборе - это черный.
Примеры хороших наборов серых из художественного магазина
В ближайшей лавке художника я пофотографировала для вас примеры отличных наборов серых маркеров разных фирм (Tombow, Promarker, Copic Classic и Ciao). Выбирайте, что больше нравится! Напомню, что маркеры Copic перезаправляются.
Ваши наборы серых
Минимальный набор серых:
Для интерьерных скетчей у вас как минимум, должно быть три серых: светлый, средний, темный. Я уже приводила пример холодных серых маркеров Copic ciao: C-1, C-5, C-7. Можно также начать с трех нейтральных: #1, #3 и #5 (обычно маркируются как NG1 (Neutral Gray), NG3, NG5).
Максимальный набор серых:
Тут у вас нет границ и рамок :-) Могу посоветовать набор Chartpak из 25 серых (по факту там 3 черных и 22 серых маркера), которым сама с удовольствием пользуюсь (разбираю его в видео выше, посмотрите).
Читайте также в моем блоге:
“Список необходимых материалов для интерьерного скетчинга”:
https://schoolofsketching.com/blog/musthaveforsketch
"Мои любимые наборы маркеров с Амазон для интерьерного скетчинга”:
https://schoolofsketching.com/blog/amazon
“Опасные для здоровья маркеры“:
P. S. Мой дорогой творческий друг, если Вам понравился и был полезен данный блог-пост, пожалуйста поделитесь им со своими творческими друзьями в соц. сетях! Спасибо заранее!
© Ольга Сорокина, 2020