Что такое скетчинг и 5 самых востребованных направлений в скетчинге маркерами

Онлайн курсы скетчинга
 

Добро пожаловать в мой блог о скетчинге!

В данной статье я расскажу вам о скетчинге как таковом и о пяти его основных видах. Также вы узнаете, какие знания и умения вам понадобятся в каждом из них.

P.S. Этот текст взят из главы моей книги "The СКЕТЧ", которую прочли уже более 10 000 дизайнеров интерьера.

Ольга Сорокина, основатель Онлайн-Школы Скетчинга на русском и английском.

Преподает скетчинг с 2014 года.


Вы можете послушать аудио-версию блога

(Длительность: 8 мин)


ПРИМЕРЫ СКЕТЧЕЙ МОИХ УЧЕНИКОВ

ДО И ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСОВ:

 

Что такое скетчинг?


Так что же такое скетчинг? Само понятие произошло от английского слова «скетч» («sketch») или «быстрый рисунок», который помогает отразить главную идею, задумку дизайнера. В наши дни это слово приобрело более широкое значение.

Изначально, скетчами называли виртуозные и быстрые зарисовки города (travel sketching), архитектуры, людей и модных образов (fashion sketching), предметов (industrial sketching), автомобилей (также industrial sketching), в целом все, что по технике исполнения подразумевает скорость, стилизацию, уверенность, свободу и даже долю хулиганства.

Сейчас к скетчингу относят также интерьерные рисунки, выполненные как в легкой современной, так и в более академической манере. Это могут быть детально проработанные скетчи, скорее даже, интерьерные иллюстрации и ручные визуализации, порой, фотографически точные. 

Скетчинг – это замечательный навык, помогающий максимально быстро, эффективно, красиво и здорово передавать свою идею из головы на бумагу.
— Ольга Сорокина
 

Скетчинг – это замечательный навык, помогающий максимально быстро, эффективно, красиво и здорово передавать свою идею из головы на бумагу. Иными словами, скетчинг – это уникальный инструмент для реализации ваших замыслов. В наши дни, он ассоциируется больше всего с такими материалами как специализированные маркеры: Copic, Stylefile marker, Chartpak, Promarker, TOUCH, Molotow, ZIG.

В действительности, палитра материалов очень богата и разнообразна. В первую очередь, это классика ручной подачи: акварель, тушь, цветные и акварельные карандаши, уголь, цветные чернила, пастель; также современные графические инструменты, которых еще недавно не было на рынке: пан-пастель, акварельные маркеры, различные линеры. Более того, интересные результаты дает смешение техник, например, маркеры и пастель или акварель с цветными карандашами – столько возможностей для экспериментов! Здорово попробовать все и подобрать идеальную технику для себя. 

 
Иллюстрация к моей книге-самоучителю по скетчингу "The СКЕТЧ"

Иллюстрация к моей книге-самоучителю по скетчингу "The СКЕТЧ"

 

Получите сейчас мой PDF список необходимых материалов для скетчинга!

Укажите в форме свое имя и мейл:

Ассортимент материалов в арт-магазинах восхищает, но для интерьерного скетчинга вам будет достаточно маркеров, сейчас они наиболее востребованы и популярны среди дизайнеров. Скажу вам, что в своей интерьерной практике я практически полностью перешла на маркеры, так как отчетливо вижу, насколько это более эффективный и удачный материал для работы (хотя раньше делала рисунки к проектам акварелью, цветными карандашами и на графическом планшете). Прочитайте мой отдельный блог-пост по маркерам: "Как выбрать маркеры для интерьерного скетчинга".

Волна скетчинга, захлестнувшая сейчас Европу, Америку, Россию, да и весь мир дизайна – это явный показатель того, что художники «перенасытились» компьютерными программами вроде 3D Max и теперь хотят вернуться к основе основ, когда идею транслировали в пространство при помощи рисунка. Художника изначально «кормили» руки. 

Художники, архитекторы, дизайнеры «перенасытились» компьютерными программами вроде 3D Max и теперь хотят вернуться к основе основ, когда идею транслировали в пространство при помощи рисунка.
— Ольга Сорокина
 

Посмотрите, что сейчас происходит: мы редко, уже почти никогда, пишем от руки, все чаще набираем текст на ПК, iPad или iPhone, мы больше не шлем открытки и письма в конвертах, и даже свои мысли заносим в «Заметки» или «Напоминания», а ведь ручное, рукотворное – это всегда самое ценное. Вспомните, как в детстве нам говорили: «Лучший подарок – сделанный своими руками». В этом глубочайший смысл. Прислушайтесь, мы даже «работаем» в Photoshop – именно работаем, а не как раньше – творим на бумаге, рисуем на листе. В словах, особенно в глаголах, заложен глубочайший смысл. Что бы вы выбрали: рендерить или рисовать? Творить или работать?

 

Виды скетчинга

Уже упоминала, какое богатство и разнообразие видов скетчинга существует, давайте вкратце разберем особенности и специфику каждого из них, отобразив это в ключевых словах и понятиях. Начнем, пожалуй, с моего основного, интерьерного (читать о моем видео-курсе по интерьерному скетчингу маркерами для начинающих), его я практикую практически ежедневно.

Interior sketching (интерьерный скетчинг)

В первую очередь, понадобится знание и понимание законов перспективы, чувство масштаба и пропорций, владение разными по скорости техниками, тональный разбор, передача объемов, важно развитое чувство цвета и общей колористической палитры, умение изображать различные материалы. Смотрите программу и скетчи с моих видео-курсов интерьерного скетчинга для новичков и для продвинутых:

Рисунок из моего видео-курса интерьерного скетчинга "ПРО" (для продвинутых). Для начинающих я создала курс “БАЗА“

Рисунок из моего видео-курса интерьерного скетчинга "ПРО" (для продвинутых). Для начинающих я создала курс “БАЗА“

 

Industrial sketching (промышленный скетчинг)

Вам понадобится умение строить объекты в пространстве, понимать их конструктив и знать, как придавать объем; пригодятся знания азов композиции для грамотной компоновки проекта на листе. В этом виде скетчинга нужна совершенная техника и скорость, уверенность исполнения, «поставленная рука»; базовые материалы здесь: металл, пластик, стекло, дерево.

скетчинг для дизайнеров

Travel sketching (скетчинг в путешествиях и городской скетчинг)

Самое важное в этом виде – умение передать настроение, атмосферу места, «схватить момент»; необходимо правильно передать масштаб, пропорции объекта; зачастую нужна скорость исполнения, так как это скетчинг в путешествиях, поездках, где, как правило, время не позволяет рисовать часами на пленэре, а значит, нужно вычленить главное в сцене и графическими способами стилизовать его в рисунке.

Смотрите видео на моем YouTube, где я рисую этот скетч за 8 минут: смотреть

Смотрите видео на моем YouTube, где я рисую этот скетч за 8 минут: смотреть

 

Fashion sketching (скетчинг в дизайне одежды)

Важно знание пропорций человека (тело и лицо); умение стилизовать их (зачастую делают чрезмерно удлиненные и худощавые фигуры, где пропорционально голова укладывается в общей высоте человека не реальные 8 раз, а 10, 11 или даже 12). Нужно знать, как выигрышно подать свою идею, коллекцию; акцент именно на дизайне одежды, а не на фигуре или портретном сходстве; необходимо также умение передавать такие материалы и текстуры как: кожа, волосы, различные виды ткани, металл.

Рисунок с моего видео курса "Фэшн скетчинг маркерами для начинающих"

Рисунок с моего видео курса "Фэшн скетчинг маркерами для начинающих"

Food sketching (скетчинг еды)

Часто перекликается со скетчингом в путешествиях, но, не всегда. Как правило, такие скетчи выполняются на заказ для более «аппетитного» и запоминающегося образа блюд в меню или рекламе, что благоприятно сказывается на маркетинге и продажах ресторана. Другой вариант, это когда еду рисуют просто для себя, чтобы запечатлеть момент, конкретное состояние или настроение или просто то пирожное было слишком красиво, чтобы не нарисовать его.

 

P. S. Пожалуйста поделитесь этим постом со своими друзьями в соц. сетях, просто скопируйте и вставьте эту ссылку schoolofsketching.com/blog/5ottenkov

Спасибо Вам большое!

 

© Ольга Сорокина



получите сейчас БЕСПЛАТНО 

3 МОИХ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ блог-поста

и PDF-файл "скетч-план за 10 шагов"

укажите свое имя и мейл: 


Читайте также другие блог-посты:

Все статьи в блоге смотрите по этой ссылке.


Подпишитесь на меня в соц.сетях, там вы найдете полезные советы по скетчингу:

Instagram (на английском): schoolofsketching 

Instagram (на русском): olgaart888school

YouTube: "Olga Sorokina" 

3 главных ошибки в фэшн скетчинге маркерами у начинающих

ПОЛУЧИТЕ СЕЙЧАС БЕСПЛАТНО МОИ

"12 СЕКРЕТОВ В ФЕШН-ИЛЛЮСТРАЦИИ МАРКЕРАМИ"!

ДЛЯ ЭТОГО, УКАЖИТЕ СВОЕ ИМЯ И МЕЙЛ:


фэшн скетчинг обучение.jpg

В этом блог-посте я собрала самые главные и частые ошибки в фэшн скетчинге маркерами, которые постоянно встречаю у начинающих, когда мне присылают скетчи на проверку.

«Предупрежден – значит вооружен», поэтому я надеюсь, что благодаря этому посту Вы сможете сделать свои фэшн скетчи и иллюстрации еще лучше.

К данному блог-посту я специально нарисовала 3 наглядные парные иллюстрации, на каждой из которых есть вариант «Неправильно» и «Правильно», поэтому Вы сможете сравнить мои скетчи, увидеть ошибки и понять, как их можно избежать или исправить.


Ошибка № 1: Тело

Разберем левый «неправильный» скетч и сравним его с правым «правильным»:

как нарисовать фэшн скетч уроки
  • Контур изображен дрожащими, прерывистыми линиями, что сразу демонстрирует неуверенность техники исполнения и скетч из-за этого смотрится вялым и скучным, без энергии. Плюс, на левом скетче линии не пересекаются на стыках, поэтому появляется эффект неумелой обводки и изображение смотрится плоско и жестко. Важно натренировать быстрый, беглый, точный штрих (как пример, сравните штрихи на левом и на правом скетчах), а он приходит только с практикой.

  • Пропорции у левого скетча в целом верные, но далеко не модельные и совсем не женственные: талия не тонкая, ноги не стройные, обмякшие джинсы, все это не создает образ поджарой, энергичной и длинноногой модели как на правом скетче.

  • Распространенная ошибка в рисовании груди: новички часто рисуют грудь такими «лунками», половинами окружности, словно у женщины просто приставлены 2 резиновых мяча к грудной клетке. Натуральная грудь - это не шар, хотя искусственная грудь действительно приближена по форме к шару. Обратите внимание, что обычно у моделей небольшая грудь красивой формы; во-первых, так лучше сидит одежда, во-вторых, это не отвлекает внимание от дизайна костюма, иначе во время показов никто бы не обращал внимание на коллекции и идеи модельеров, а просто разглядывали бы женские прелести. В фешн-скетчинге достаточно лишь намека на грудь, можно просто обозначить ее в легких линиях.

  • Ошибки новичков часто кроются в рисовании конечностей: это кисти рук и стопы, а также проблемы обычно возникают при изображении шеи. Руки вообще рисовать сложно, здесь важно соблюдать пропорции кистей и пальцев. Не стоит прорисовывать подробно все фаланги, достаточно наметить их несколькими штрихами, указав большой палец, кончик среднего и чуть согнутый мизинчик. Стопы тоже важно показывать условно, без прорисовки пальцев, достаточно показать заостренную форму стопы и тонкую щиколотку. Шея в фешн-скетче должна быть тонкой и длинной.

  • На левом скетче не показаны складки на одежде, это делает фигуру плоской и лишает ее динамики. Правильно показывать основные направления складок: над опорной ногой на талии, на сгибах локтей и коленей.

  • Неправильное наложение цвета: у левого скетча маркерами просто закрашена по диагонали футболка, джинсы залиты целиком, нет ни света ни тени, все плоско и скучно. Важно накладывать маркеры «по форме», держать в голове, что есть некий источник света и, соответственно, появляются тени и полутени, это сразу придает объемность и воздух скетчу.


Ошибка № 2: Лицо

Разберем верхний «неправильный» скетч и сравним его с нижним «правильным»:

фэшн скетчинг маркеры
  • Снова начинаем анализ с контура: в фешн-скетчинге неправильно делать его сплошным, как на верхнем скетче, это делает лицо вырезанным и плоским. Такой контур безжизненный. Нужны быстрые и легкие линии, незамкнутые, а также очень важно правильно расставлять акценты (например, как у нижнего скетча акцент на глазах, а все остальное намечено).

  • Волосы на верхнем лице показаны как слепок из желтой глины, или словно бы переборщили с лаком для волос, получив «деревянную» укладку из 90-х. Волосы должны развеваться, можно специально «выбить» несколько прядей из прически для большей естественности.

  • Шея на верхнем рисунке «живет» отдельно от головы, чтобы не было такого эффекта, важно бросать на нее падающую тень и понять, что в шее тоже есть мышцы, это не просто цилиндр под черепной коробкой.

  • Глаза: новички часто все внимание уделяют длинным ресницам, оставляя сами глаза мертвыми и плоскими. Важно понимать, что глаз, это шар, вставленный в череп (как бы страшно это ни звучало), а значит, на нем будут и свет и тени. Не забывайте про зрачки и блики над радужкой, если рисуете лицо крупным планом.

  • Лицо на верхнем скетче залито цветом «сплошником», т.е. маркер просто бездумно наложили вертикальными линиями, причем где-то линии наложились друг на друга и кожа получилась полосатой.


Ошибка № 3: Руки

Разберем верхний «неправильный» скетч и сравним его с нижним:

фэшн скетчинг курсы

Скажу сразу, что руки – это главная проблема абсолютного большинства не только начинающих, но и опытных рисовальщиков и иллюстраторов и их можно понять, ведь у руки очень сложное строение и много мелких косточек. 

  • У верхней руки слишком много деталей, все нарисовано одной толщины, нет акцентов. Важно использовать разные нажимы на линер или 2 разных линера для изображения главного и второстепенного.

  • На скетче сверху все пальцы нарисованы отдельно друг от друга. В фешн-скетчинге лучше стилизовать и обобщать, например, объединять средний и безымянный пальцы в один объем, как на нижнем скетче, так кисть выглядит более элегантной.

  • Очень толстые пальцы с выразительными ногтями у верхнего скетча, так получается эффект «Фредди Крюгера» или рук бабы-яги. Ногти лучше для начала вообще не рисовать, можно просто показывать чуть-заостренный кончик ногтя. В целом, в рисовании рук все держится на нюансах и это действительно непросто, но с практикой возможно.

 

Смотрите также видео на моем канале YouTube «Olga Sorokina», где я разбираю эти ошибки:


Избежать этих и других распространенных ошибок вам поможет мой курс фэшн скетчинга маркерами для начинающих.

Читайте программу курса:


Присоединяйтесь к моему Fashion Instagram, где я собираю все свои фэшн скетчи и иллюстрации: смотреть

P.S. Если Вам понравился и был полезен этот блог-пост, пожалуйста поделитесь им со своим друзьями в соц. сетях! Спасибо!

 

© Ольга Сорокина


Читайте другие мои супер-интересные и полезные для фэшн скетчера блог-посты:

Как создать профессиональное и стильное портфолио дизайнера интерьера?

как создать портфолио дизайн интерьера

Что включать в свое портфолио? Сколько проектов должно быть? Что если у меня еще не было реализованных проектов? Ити и много других вопросов разберем в этой статье.

Этот пост как для начинающих дизайнеров интерьера, так и для тех, кто хочет привнести в свое портфолио что-то новое и интересное. Поговорим о смысловом наполнении, технической стороне и об эстетике портфолио, также я поделюсь своими секретами удачного портфолио дизайнера интерьера.

Данные советы подойдут не только, если вы хотите впервые собрать и оформить свои проекты, но и если вы планируете обновить электронное или распечатанное портфолио.


Сразу предупреждаю, пост будет длинный, сказать нужно много, поэтому заварите себе чай/кофе или сделайте горячий шоколад и выделите минут 30 на эту статью. Приятного чтения! Также посмотрите короткое видео, где я вкратце разбираю эту тему.

 

Содержание

У этого поста, в отличие от всех предыдущих, будет содержание, опять же, по причине его объемности.

Во-первых, хочу разделить тему портфолио дизайнера интерьера на 3 смысловые темы, так как в зависимости от того, на какой стадии находится дизайнер интерьера и кому он планирует показывать эти работы, будет зависеть наполнение портфолио:

  • Портфолио начинающего дизайнера интерьера

  • Портфолио уже состоявшегося дизайнера 

  • Портфолио для поступления на направление «Дизайн интерьера»

Этим трем пунктам будет посвящена наибольшая часть статьи. На мой взгляд, у дизайнера интерьера, как начинающего так и опытного, должно быть несколько портфолио по разным направлениями и тематиками, это как разные платья для разных поводов: коктейльное, вечернее в пол, летнее для прогулок и тп.

 

В конце статьи я затрону темы:

  • Воровство портфолио

  • Техническая сторона

  • Наполнение

  • Эстетика

  • Итоговые советы

  • Полезные ресурсы, книги и примеры портфолио

как создать портфолио дизайнера интерьера
 

1. Портфолио начинающего дизайнера интерьера

Я его условно называю «портфолио студента» и этому типу портфолио будет посвящена наибольшая часть моего блог-поста. Следующие советы подойдут как «свежевыпустившимся» дизайнерам, так и студентам направления «Дизайн интерьера», у которых, как правило, нет опыта реализованных проектов.

Только выпустившийся дизайнер, обычно, начиная создавать свое портфолио, делает его несколько абстрактным и общим, “все в кучу“, что называется, включая разные проекты и направления дизайна. Это неплохой вариант для начала, главное отобрать лучшее и вычистить ненужное.

В таком портфолио могут быть следующие блоки:

Первый блок — учебные проекты, которые содержат качественные рабочие чертежи (что очень ценят при приеме на вакансии в дизайн-студиях), 3D рендеры, интерьерные скетчи. Это продемонстрирует ваш профессионализм. В этом блоке хорошо будет показать развитие идеи от концепта до итоговой визуализации. Можно разбить этот раздел на жилые и общественные помещения;

Второй блок — быть конкурсные проекты, не все могут ими похвастаться, но которые показывают вашу амбициозность, креативность и смелость идеи; 

Третий блок — частные проекты, если они все-таки уже были и вы считаете их удачными (возможно, это проект вашей студии или квартиры друзей). Как правило, у новичков «живых» проектов еще нет, или они не реализованы (такое часто бывает в дизайне интерьера: клиент заказывает проект, дизайнер все подготавливает: идею, чертежи и картинки, а потом, к примеру, у клиента заканчиваются деньги и проект “подвисает” или реализовывается без авторского надзора со всеми вытекающими последствиями; порой изначальный проект просто не узнать в том, что получилось). В любом случае, если есть опыт реальной практики, то полезно включить его, как говорится, “за одного битого двух небитых дают“;

Четвертый блок — академические работы, хобби. Здесь можно разместить ваши работы по живописи и рисунку, или профессиональные фотографии, если вы увлекаетесь съемкой; возможно, вашим хобби является графический дизайн или разработка логотипов, предлагаю включить несколько примеров такого «чистого творчества» в свое портфолио, это лучше раскроет вас как личность, индивидуальность для работодателя или клиента.

 

Кому показываем портфолио?

Наполнение портфолио начинающего дизайнера зависит от того, кому его будут показывать: потенциальному работодателю или будущему клиенту. 

Рассмотрим популярный вариант — когда начинающий дизайнер хочет работать на себя, над частными проектами, а не устраиваться в фирму (иногда их называют «частный дизайнер интерьера»). Каким в этом случае будет самое выигрышное портфолио?

Прежде всего, важно определиться, над какими проектами вы больше всего хотите работать. Что это конкретно? Варианты:

  • Небольшие квартиры эконом-варианта (самая распространенная тема для начала)

  • Салоны красоты

  • Кафе, рестораны

  • Загородные дома

  • Детские сады

  • Отели, аквапарки, какие-то крупные общественные пространства (пока из области фантастики для новичка, вряд ли кто-то доверит “свежеиспеченному” дизайнеру такие проекты вести в одиночку; но если в команде дизайн-бюро — то это, безусловно, возможно).

 
Наполнение портфолио дизайнера интерьера зависит от того, кому его будут показывать: потенциальному работодателю или будущему клиенту. 

Понятно, что большинство выпускников хотят работать над интересными крупными проектами, именно об этом мечтают, когда учатся на дизайнера, но часто приходится начинать с малого, обычно с небольших квартир со скромным бюджетом. Когда я училась в СПбГХПА им. Штиглица на кафедре интерьера (6 лет обучения, магистратура), у нас были самые разные темы учебных проектов: акваклуб, ресторан на 60 посадочных мест, квартира, дом на семью из 3-5 человек (мы сами придумывали себе портрет и увлечения заказчика), выставочное пространство, книжный магазин, парк развлечений. 

 

Два пути

По сути, у вас, как у новичка два пути: или устроиться в дизайн-фирму и работать над большими и интересными проектами, тут водится «крупная рыба», но здесь, скорее всего, вы поначалу будете играть роль чертежника или 3D визуализатора, так как обычно, в подобных студиях, гениальных идей у всех и так предостаточно, нужны как раз хорошие исполнители. Общаться лично с заказчиком вам вряд ли дадут, во всяком случае, в первые годы работы (мало ли, еще “уведете” клиента, так размышляет руководитель), так что готовьтесь много чертить и рендерить, быть «рабочей лошадкой». 

На этой позиции очень легко «застрять» на долгие годы, особенно если вы не слишком амбициозны, а возможно, это именно то, чего вы и хотели, вообщем, имейте в голове план и думайте о развитии своей карьеры. Можно условиться с собой и поработать в подобных фирмах пару-тройку лет, чтобы набраться опыта, посмотреть как ведутся большие проекты, подняться до уровня руководителя проекта, увидеть всю эту «кухню» изнутри, понять как индустрия дизайна работает, всю ее изнанку. После этого можно выходить в свободное плавание, открывать свое дизайн-бюро, иногда даже уводя за собой некоторых клиентов и коллег, часто такова реальность в дизайн-фирмах.

Второй вариант: работать на себя сразу, но тут не ждите «крупной рыбы» и «богатых» заказов, вы пока неопытны, здесь вы скорее всего будете “рыбачить” на квартиры эконом класса, салоны красоты и кафе максимум. Конечно, по мере роста, накопления опыта, знаний и мастерства будут «расти» ваши заказы и приходить все более состоятельные клиенты со все более интересными задачами.

 

Убедить клиента своим портфолио

Важно понять, что клиент малогабаритной квартиры и клиент первоклассного ресторана в Альпах — это совершенно разные заказчики, но и первых и вторых надо убедить своим портфолио в том, что вы сможете успешно, в бюджет и в срок выполнить проект для них. Тут своими невероятными, слишком яркими, футуристическими и смелыми учебными и конкурсными проектами вы можете только отпугнуть клиента. «Сумасшедшая творческая личность попалась! Еще сделает мне черным потолки и стены бетонными, лучше держаться от такого подальше!» — может тут подумать заказчик и, в принципе, будет прав, поставьте себя на его место. По статистике, процентов 80 заказчиков в Санкт-Петербурге и Москве предпочитают классику или современные, но спокойные, выдержанные в нейтральной гамме интерьеры. 

По статистике, 80 % заказчиков в Петербурге и Москве предпочитают классику или современные, но спокойные, выдержанные в нейтральной гамме интерьеры.

Яркие идеи и эффектные проекты-концепции начинающих дизайнеров лучше работают, если вы хотите устроиться в дизайн-бюро, плюс, там смотрят на качество и профессионализм ваших чертежей – так руководитель фирмы может увидеть ваш потенциал, поймет, что вы много всего умеете с технической точки зрения и может взять вас на работу.

В случаях с частными заказчиками, ваши работы должны быть на конкретную тематику, в идеале, в портфолио должны быть качественные фото реализованных проектов. Да, это непросто для новичка, но надо стремиться к этому, обговорить возможность фотосъемки с заказчиком в начале работы и как только вы на финальных стадиях проекта, пусть даже и небольшого — тут же приглашайте знакомого фотографа и отснимите интерьер, пока он не «оброс бытом». Важно сделать качественные фотографии, которые будут достойно смотреться в портфолио или в рамке на стене вашего офиса. Подумайте, ведь по сути фото — это ваш единственных артефакт и самый сильный козырь.

К примеру, это может быть акцент на дизайн квартир-студий. Даже 2 отснятых квартиры сослужат вам хорошую службу и вызовут доверие новых клиентов. Часто у начинающих дизайнеров еще нет весомого багажа реализованных интерьеров, тогда можно поместить в портфолио проект своей «однушки» или квартиры родственника/друга, сделав его по всем этапам реального проектирования. Другая идея: взять свой полноценный завершенный проект на аналогичную тематику из учебных, если он достаточно хорош и проработан. Тут уместно будет добавить муд-борды (дизайн-борды), скетчи от руки, визуализации, немного чертежей. Делайте акцент именно на визуальную составляющую, чтобы заказчику все было понятно.

Еще раз хочу заострять ваше внимание: если у вас есть качественные воплощенные проекты — фокусируйтесь именно на них при создании портфолио для заказчика и обязательно прикладывайте фото реализованных интерьеров. 

Иногда нужно под каждого клиента немного деформировать свое портфолио. К примеру, если нужен дизайн кафе, то, соответственно, постарайтесь в своем портфолио показать хотя бы один-два проекта кафе/ресторанов и выгодно их представить в самом начале. В случае, когда заказчик пришел к вам за дизайном общественного пространства — не стоит перенасыщать портфолио проектами квартир. Если к вам пришли за проектом квартиры или загородного дома, то идея та же. Что клиенту надо — то ему и показывайте. 

Что клиенту надо – то ему и показывайте. 

В ситуации, когда реализованных проектов нет, можно взять что-то из учебных проектов или, если там нет ничего подходящего, сделать новый концепт на заданную тему. Напомню, что во время учебы в СПбГХПА им. Штиглица, нам давали разные задания: и загородные дома, и квартиры, аквапарк, выставочное пространство, магазин, чтобы мы тренировались на разных темах и понимали особенности и специфику каждой их них, это очень помогает в дальнейшей практике. 

По мере роста себя как дизайнера, отсеивайте из своего портфолио учебные и не самые лучшие первые проекты, оставляя только «самый сок», самые удачные. Не перегружайте портфолио, будьте избирательны в том, что вы показывайте, отсеивайте лишнее, вычищайте и шлифуйте свое портфолио, желательно каждый год-полтора.

Не перегружайте портфолио, будьте избирательны в том, что вы показывайте, отсеивайте лишнее.
 

Портфолио для клиента VS портфолио для фирмы. Главное отличие

Итак, главное отличие в содержании портфолио начинающего дизайнера для дизайн-студий и для частных клиентов — в первом случае важен пакет чертежей, показывающий что вы профессиональный чертежник, 3D визуализатор, художник-проектировщик, подчеркните знание графических редакторов, в целом, тут нужно учесть все, что демонстрирует Ваши навыки и владение компьютерными программами и скетчингом. Если скетчинг у вас пока «хромает», добро пожаловать на мои видео-курсы, подробнее программу и скетчи смотрите здесь

Скетч с одного из уроков моего видео-курса “БАЗА“, смотрите все рисунки с курса здесь

Скетч с одного из уроков моего видео-курса “БАЗА“, смотрите все рисунки с курса здесь

В портфолио для дизайн-студий хорошо продемонстрировать ваш потенциал благодаря студенческим и конкурсным проектам или просто смелым идеям. Покажите все, на что вы способны, также работодатели очень любят, когда видно развитие какой-то конкретной идеи: как она зарождалась в скетчах и потом проявилась в чертежах и итоговых картинках, из серии «от эскиза-почеркушки — до красивой визуализации».

Покажите в портфолио развитие идеи: как она зарождалась в скетчах и потом проявилась в чертежах и итоговых картинках, это всегда интересно и подкупает.

В случае с портфолио для частных клиентов, лучше всего показывать результаты уже выполненных проектов (фотографии интерьеров), рисунки цветом, скетчи, 3D рендеры, наглядно показывающие Ваш опыт и умение. Максимум «визуалки», ведь клиент «любит» глазами! Наверняка вы листали журналы по интерьерам и архитектуре: “AD”, “Salon”, “Лучшие интерьеры” и тп. Вспомните, как там представляют проекты? Максимум красивых фото и совсем чуть-чуть чертежей, обычно чистый и понятный план с расстановкой мебели, и все, другой “чертежки“ нет.

Конкурсные проекты хороши для портфолио в фирмы, в портфолио для заказчиков такие проекты работают тоже, но только если вы реально что-то выиграли, например, конкурс на лучший дизайн-проект ресторана (как я в 2008 году в конкурсе «IDEA. Restaurant») или лучший проект в номинации “Архитектура“ как мой проект центра экологии: смотреть. Включите фото или интервью, а если фото ваших проектов опубликованы в интерьерном журнале (типа Salon или AD), это создаст некий ореол «звездности», «супер-таланта» и творческой личности вокруг вас. Многим клиентам это очень понравится! Им будет приятно и лестно, что за их проект берется такой талантливый дизайнер, возможно, будущая звезда и при этом за такую разумную цену по сравнению с большими дизайн-бюро. 

Отличной идеей будет сделать пару проектов специально для портфолио и вставить туда то, что нравится и хочется делать в плане стилистики, тематики, даже площади помещений. В этих проектах вы можете раскрыться на 100%. Да, это более времязатратно, но помните, что от первой встречи с заказчиком и демонстрации вашего портфолио буквально зависит будете ли вы делать этот заказ или нет.

От первой встречи с заказчиком и демонстрации вашего портфолио буквально зависит будете ли вы делать этот заказ или нет.
 

2. Портфолио более опытного или уже состоявшегося дизайнера интерьера

Здесь все уже намного проще, у вас есть опыт работы за плечами, несколько десятков реализованных объектов. Полезно будет включить отзывы и рекомендации от прошлых заказчиков, это великолепно работает на встречах с новыми клиентами! Отзывы и фотографии реализованных проектов — это ваш главный козырь перед начинающими дизайнерами. 

Пару раз в год пересматривайте свое портфолио и отсеивайте устаревшие проекты, заменяя их на свежие и удачные. Не перегружайте свое портфолио, желая внести все что наработано годами, это очень утомляет. Достаточно показать 5-6 проектов, ориентируйтесь на 15-20 листов в портфолио. 

Достаточно показать 5-6 проектов, ориентируйтесь на 15-20 листов в портфолио. 

Добавьте скетчей от руки, это здорово «оживит» общее впечатление. Подробнее об интерьерном скетчинге маркерами и моих самых популярных видео-курсах скетчинга смотрите здесь.

Если вы опытный дизайнер интерьера и при этом с амбициями, то наверняка у вас уже есть несколько публикаций ваших проектов в журналах. Обязательно добавьте их в свое портфолио и на сайт, например, в раздел «Пресса о нас». Возможно, у вас также есть какие-то награды в области дизайна, включите упоминания о них, поверьте, клиентам понравится. 

Отличной идеей также будет включить ваши фото с лидирующих выставок по дизайну интерьера: Maison&Objet или Isaloni, это покажент заказчику, что вы следите за тенденциями, что вы “на волне“. Посмотрите пример моих фото с выставки Maison&Objet здесь.

Здесь главная идея не перегружать свое портфолио, а лучше даже иметь два-три на разные темы, ориентируясь на каждого отдельно-взятого клиента: если к вам пришли с заказом на загородный дом, то 80% портфолио должно быть посвящено вашим проектам по домам, если ресторан  — то интерьерам кафе, ресторанов, общественных пространств, идея понятна.

Если к вам пришли с заказом на загородный дом, то 80% портфолио должно быть посвящено вашим проектам по домам, если ресторан  — то интерьерам кафе, ресторанов, общественных пространств.

Важно также стараться доводить все свои проекты до финальной съемки, ведь это ваш главный козырь как опытного дизайнера перед начинающим — показать в своем портфолио фотографии реализованных интерьеров.

Если вы хотите расшириться и нанять больше сотрудников, то можно показать проекты в разных стилях, это привлечет больше клиентов. А можно, напротив, сфокусироваться на своем авторском стиле, если вы целитесь в звезды мирового уровня вроде Келли Хопен или Карима Рашида. Подумайте, какой подход импонирует вам больше?

 

3. Портфолио для поступления на направление «Дизайн интерьера»

Отличительная особенность такого портфолио в том, чтобы убедить приемную комиссию, показать им, что у вас есть потенциал и желание учиться. Каждый ВУЗ, каждая школа дизайна заинтересована в том, чтобы в ней учились самые талантливые студенты, в будущем — потенциально известные дизайнеры. Поверьте, успех их выпускников — это лучшая реклама для них! 

Каждая школа дизайна заинтересована в том, чтобы в ней учились самые талантливые студенты, в будущем — потенциально известные дизайнеры, ведь успех их выпускников — это лучшая реклама для них! 

Важно показать в таком портфолио то, что вы хорошо чувствуете цвет и колористику, композицию, обладаете навыками рисования и возможно, азами компьютерных программ. Колористику можно продемонстрировать даже на примере абстракций или разбора работ таких художников как, например, Кандинский, Пауль Клее, Моранди, Мондриан. Рисование — на примере рисования архитектурных деталей, скетчей. Можно включить несколько натюрмортов и гипсовых голов. Продемонстрируйте свои художественные способности, покажите, что вы подходите для этого ВУЗа или дизайн-школы. Если вы увлекаетесь фотографией, включите несколько удачных фото. Тут важно показывать свои реальные работы, иногда кстати их даже не просят компоновать в портфолио, достаточно всего лишь принести папку с рисунками. 

Приглашаю вас пройти мои онлайн видео-курсы по интерьерному скетчингу и перспективному рисунку: смотреть подробнее.

интерьерный скетчинг курсы
 

Техническая сторона портфолио

Портфолио бывают в электронном виде (чаще всего в PDF) и в формате распечатанных альбомов. В последнее время, все чаще и чаще достаточно PDF-версии, можно просто пролистать ее на iPad или ноутбуке на встрече или отправить заранее как файл по email. 

У электронного портфолио множество плюсов: цвета передаются намного ярче и красивее по сравнению с распечатанным, это компактно, портативно и экологично, в Европе и Америке очень положительно относятся к идеям “eco-friendly” и “zero waste“, ни одно дерево не пострадало при создании вашего портфолио. Плюс, электронное портфолио конечно же легче видоизменять и обновлять.

У портфолио в PDF множество плюсов: цвета передаются намного ярче и красивее по сравнению с распечатанным, это компактно, портативно и экологично.

Если вы планируете распечатывать свое портфолио, то ориентируйтесь на горизонтальный формат А3 (ну в крайнем случае А4). Осторожнее с квадратным форматом, в нем сложнее удачно скомпоновать проекты и уложиться в 15 листов (напомню, 15-20 листов это идеальный объем портфолио, чтобы показать все свои лучшие проекты, впечатлить заказчика и не утомить его). 

Частая проблема распечатанных портфолио в том, что цвета отображаются некорректно, иногда приходится распечатывать по несколько раз для достижения желаемого результата. Можно по-разному подшить распечатанный вариант: в виде альбома на пружине, в виде книги с твердым переплетом, или просто напечатать листы портфолио по отдельности и вставить их в офисную папку с прозрачными карманами.

Распечатанные портфолио желательно иметь в своей студии, если вы уже сформировались как дизайнер, это считается хорошим тоном. Распечатанный вариант очевидно не самый экономный, так как раз в год-два надо будет заново печатать обновленную версию со свежими проектами и вычищенными старыми. Помните, что здесь дизайн — это все, качество и текстура бумаги, яркость цветов, шрифты, компоновка, тактильные ощущения — все эти факторы сильно влияют на восприятие вас как профессионала.

Распечатанные портфолио желательно иметь в своей студии, если вы уже сформировались как дизайнер, это считается хорошим тоном.

Если вы новичок и вам не требуется распечатывать портфолио, или есть вы “за экологичность”, остановитесь на электронной версии, ее можно загрузить на свой сайт или на GoogleDrive, можно просто отправлять как ссылку в письме, это очень удобно. Ориентируйтесь на размер PDF файла не более 5 Mb. На встречи дизайнеры часто приносят iPad и клиент листает портфолио на устройстве. Также такое электронное портфолио можно загрузить на сайты типа issue.com и Behance.net и получить множество просмотров от других творческих личностей или даже потенциальных клиентов. В любом случае, вы можете получить фидбэк, а может и заказы.

Часто спрашивают, а какие программы лучше для создания портфолио? Смотря в чем вы умеете работать: можно собирать портфолио в Photoshop, в Corel Draw, InDesign, совсем простой вариант Keynote, Apple Pages или PowerPoint.

Для ускорения и упрощения процесса рекомендую использовать шаблоны портфолио.

скетч план маркерами

ПОЛУЧИТЕ МОЮ PDF-ПРЕЗЕНТАЦИЮ

"КАК СОЗДАТЬ СКЕТЧ-ПЛАН ЗА 10 ШАГОВ"

И ТРИ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ БЛОГ-ПОСТА!

ДЛЯ ЭТОГО, УКАЖИТЕ СВОЕ ИМЯ И МЕЙЛ:

 

Наполнение портфолио

Помимо  мыслей о том, как максимально красиво и эффективно показать в одном портфолио свои скетчи, рендеры, чертежи и коллажи, задумайтесь над своим резюме. Включите туда свое фото (выберите самое «профессионально-выглядящее», а не то, где вы лучше всего получились), добавьте кратко информацию о себе, о своем образовании, дипломах, конкурсах, наградах и регалиях, перечислите программы, в которых вы работаете (например, AutoCAD, ArchiCAD, 3DS MAX, Sketch up, Photoshop, Illustrator, Corel Draw), упомяните свои навыки рисования, умение нарисовать скетчи от руки, владение английским. Обязательно укажите в резюме свои контакты и вебсайт. 

Также хорошей идеей будет сделать содержание портфолио, особенно, если оно получается более 15 листов.

Посмотрите в интернет дизайн-шаблоны резюме (вбейте в поиск “resume templates”), пусть ваше резюме будет запоминающимся и выглядеть красиво, а не просто смотреться как банальная распечатка из ворда. Судят по одежке, не забывайте (читай: портфолио судят по его дизайну). Это нас приводит к теме эстетики портфолио.

 

Эстетика портфолио

Важно отнестись внимательно к своему портфолио не только со смысловой, но и с эстетической точки зрения, ведь сам дизайн вашего портфолио уже о многом говорит и несет множество смыслов. В некоторых архитектурных фирмах просто по обложке и шрифту вашего портфолио сразу же, с первой секунды могут сделать вывод о том, подходите вы им или нет. 

В некоторых архитектурных фирмах просто по обложке и шрифту вашего портфолио сразу же могут сделать вывод о том, подходите вы им или нет. 

Если шрифты в вашем портфолио типа comic sans, с закорючками, слишком изысканные, да еще и с наклоном, и при этом все фото в портфолио на черном фоне и обведены «изысканными» рамками или от них отброшены тени в Photoshop, все, приехали! В этом случае, можете даже не рассчитывать устроиться в приличную архитектурную фирму. Скорее всего, того, кто будет смотреть ваше портфолио внутренне передернет и он постарается отделаться от вас побыстрее. Если это ваш случай, то знайте, что я пишу это не для того, чтобы обидеть вас или посмеяться, а для того, чтобы вы поняли, что у архитекторов и дизайнеров обостренное чувство стиля и все это «украшательство» кажется нам пошлостью и дурновкусием. Вам важно тренировать чувство прекрасного в себе, как бы пафосно это ни звучало. 

Рекомендую насмотреться книг по графическому дизайну, а желательно и прикупить одну-две для личного пользования, как например книга “Graphic design for architects“. Воспитывайте вкус. 

Подумайте об общем впечатлении, не перегружайте картинку, помните, что распечатанное портфолио воспринимается по разворотам. Должен быть воздух, белое пространство, не переполняйте листы многочисленными подписями, вычурными шрифтами! Минимализм, выдержанный стиль, белый фон и дизайнерский шрифт одного-двух видов (мой любимый Helvetica) работают здесь лучше всего. Объемные тексты мелким шрифтом в портфолио вообще никто не читает, так что не надо простыней-сочинений, работайте над визуальной составляющей.

Минимализм, выдержанный стиль, белый фон и дизайнерский шрифт одного-двух видов работают здесь лучше всего.
 

Воровство портфолио. 

Пожалуйста не делайте этого, репутация среди коллег, пострадав однажды, уже не очистится. Сейчас, когда вы еще новичок, это может казаться ерундой и вы хотите взять картинки из интернета, но пройдет 5-10 лет, и вы поймете какой непоправимой ошибкой это было. К сожалению, и я и мои знакомые дизайнеры сталкивались с такими случаями, когда работы открыто воровали и ставили себе на сайт или в портфолио. Поверьте, мир дизайнеров интерьера маленький, на определенном уровне все друг друга знают.

 

Итоговые советы:

  • Включайте свои лучшие проекты в начале и в конце портфолио, первые и последние листы должны быть самыми сильными для максимального эффекта, таковы уж особенности нашей психики как людей: мы делаем главные выводы по первому впечатлению от портфолио и по красивому проекту в конце его.

  • Когда показываете планы и развертки, рекомендую добавить масштабную линейку и ориентацию на Север.

  • Еще раз на тему фонов: осторожнее с темными, особенно черными фонами, ими очень грешат новички, считая, что работы так выигрышнее смотрятся, лучше делайте белые фоны — так будет проще и понятнее.

  • Покажите как развивалась какая-то конкретная идея: от первоначального концепта и быстрых скетчей и потом как она перешла в муд-борд, планы, чертежи, визуализации.

  • Также не перегружайте портфолио по объему, это только утомляет, до 15-20 страниц, ориентированных горизонтально (для лучшего восприятия) фото, рендеров, чертежей или рисунков бывает достаточно. Ваше портфолио должно быть структурированным и понятным. Вы увидите, как быстро и успешно пойдет Ваша работа!

 

Полезные ресурсы и примеры

Посмотрите интересные и свежие примеры портфолио дизайнеров интерьера для вдохновения на issue. com

Там конечно далеко не все идеально, но есть и прекрасные примеры, особенно в разделе “Graphic design”:

Также вдохновитесь примерами на Behance: смотреть

Запомнилось вот это с Behance: смотреть

 

Портфолио дизайнера это настолько интересная тема, не только ваш сайт или реально распечатанный альбом А3 может быть портфолио, в наше время соц. сетей портфолио может быть и Инстаграм. Читайте подробнее об этом в моем блог-посте «Как найти клиентов начинающему скетчеру».

 

Понравился блог-пост? Пишите свои идеи и мысли в комментариях!

P.S. Пожалуйста поделитесь этим блог-постом со своими друзьями в соц. сетях! Спасибо большое!

 

© Ольга Сорокина, 2018

Все права защищены.

Использование материалов возможно только с активной ссылкой на сайт.


смотрите программу и рисунки с моего видео-курса по интерьерному скетчингу “база“:


Читайте также другие посты из блога на тему дизайна интерьеров: