Представьте себе, что вы новый герой из людей Х, потому что сейчас, чтобы разобраться в материале статьи, вам надо будет практически непрерывно воображать что-то и использовать свои сверх-способности, а именно воображение: представлять себе то лучи исходящие из глаз, то прозрачные плоскости, подвешенные на уровне зрения или перпендикулярные вам и подобное. Этот пост для вас, если вы давно хотите разобраться с терминологией в скетчинге.
«Оживляж»:
Выдуманное мной понятие для описания мелких деталей и предметов, которые мы добавляем на финальной стадии скетчинга. Впервые встречается в моей книге «The СКЕТЧ». Название произошло от слова «оживление», т.е. мы словно «оживляем» скетч текстурами, акцентами и детализацией. Часто начинающие скетчеры чрезмерно фокусируются на правильности построения и аккуратном «вырисовывании» предметов, поэтому, чтобы рисунок не получился в итоге слишком «правильным», замученным и пересушенным, мы добавляем энергичных, легких и быстрых деталей – «оживляжа». Таким образом, скетч становится гораздо живее и на него приятно и интересно смотреть. В интерьерном скетчинге это могут быть быстро-намеченные вазочки, плед, декоративные подушки, тарелка с фруктами на столе и т.п. В городском скетчинге это могут быть силуэты людей или зелень (деревья, кустарники) на фоне архитектуры.
Линия горизонта:
Горизонтальная линия, на которой «встречаются» небо и земля. Просто представьте себе бескрайнюю гладь моря, и вооон там вдалеке эта граница между небом и морем и есть линия горизонта. Ее намного сложнее увидеть в других условиях, т.к. дома или деревья заслоняют эту воображаемую линию. Иногда линию горизонта путают с линией глаз, действительно, часто они совпадают, но все же это разные понятия. Когда нам нужна линия горизонта? Она нужна нам при рисовании интерьеров, архитектуры, это краеугольное понятие в перспективном рисунке.
Уровень глаз:
Все просто, это уровень, на котором находятся наши глаза, т.е. определенная высота и ориентация наших глаз в конкретный момент времени. У каждого из нас он уникален, так как все мы разные по росту. Просто представьте себе некую плоскость находящуюся на уровне ваших глаз, в зависимости от вашего положения в пространстве (стоите вы, сидите или лежите), перспектива окружающего мира будет отличаться от того, что видят другие. Если вы сидите на ступеньках и рисуете городскую площадь, то ваш уровень глаз будет ниже, нежели вы бы стояли на ступеньках, рисуя ту же площадь.
Поле зрения (иногда «угол зрения»):
Область нашего зрения, которое можно представить в виде конуса исходящего из глаз и расширяющегося вовне, этот конус захватывает пространство, которое мы видим с максимальным фокусом и наименьшим искажением. Обычно угол конуса равен примерно 55-60 градусам, но если принимать во внимание периферическое зрение, то конус расширится примерно до 140 градусов по вертикали и 180 по горизонтали. Соответственно, то, что мы видим ограничено именно полем зрения. В криволинейной перспективе (эффект «рыбий глаз» как раз используется это периферическое зрение человека или линзы камеры). Подробнее об этом термине я говорю в моей блог-посте «Словарь перспективы», посмотрите его. Примечательно, что у некоторых птиц поле зрения достигает практически 360 градусов (интересно, какие скетчи они бы сделали, если бы умели рисовать?).
Направление взгляда (иногда «луч зрения»):
Тесно-связанное с «уровнем глаз» и «полем зрения» понятие. Направление взгляда это конкретное направление, в котором мы смотрим в данный момент времени. Представьте себе луч лазерной указки, исходящий из точки четко посередине между глазами (по сути, вашей переносицы). В большинстве случаев, мы смотрим строго прямо и, рисуя, мы стоим «в лоб» к изображаемому, здесь наше направление взгляда параллельно земле. Но бывают случаи, когда нам надо посмотреть вниз или вверх, как например, в перспективе в 3 точки схода, тогда направление взгляда уже под углом к земле. Подробнее об этом читайте в статье «Словарь перспективы».
Картинная плоскость:
Иногда ее называют в начертательной геометрии просто «картина». Это воображаемая плоскость, на которой мы изображаем перспективное отображение предметов (важно понять, что перспектива – это определенная условность, «описание» на бумаге того, как мы видим окружающий мир). Представьте, что картинная плоскость – это тонкая прозрачная стена или стекло, которое висит в воздухе и делит пространство между нами и теми предметами, которые мы хотим изобразить. Можно сказать, что мы изображаем проекцию предметов на этой плоскости. Благодаря перспективному построению, мы можем показать на картине то, насколько эти предметы удалены от самой плоскости и друг от друга, отобразить их пространственные взаимоотношения.
Линии схода:
Линии в пространстве, которые параллельны друг другу, будут визуально сходиться в одну точку на линии горизонта. Самый простой пример: рельсы железной дороги. Рельсы – это две параллельные прямые, но, удаляясь от зрителя они словно бы сходятся в одной точке вдалеке. Смотрите пример линий схода на схеме сверху (мой скетч по столовой в коричневой гамме).
Маркер:
Не путать с обычными фломастерами. Это специализированный и профессиональный материал для дизайнеров и художников. Как правило, у маркера два наконечника: широкий с одной стороны и тонкий с другой. Иногда тонкий наконечник заменяется на наконечник-кисть, благодаря которому можно добиваться красивых линий. Самые популярные бренды это Copic, Chartpak, Touch, Stylefile marker. О том как выбрать маркеры для интерьерного скетчинга читайте в этом блог-посте или смотрите в этом видео.
Маркерная бумага:
Специальная бумага для маркеров, по сути, скорее полимерный материал, ведь с одной стороны у нее напыление, чтобы маркер не просачивался насквозь, а с другой – быстро впитывающая поверхность. Частая проблема при рисовании на обычной бумаге это то, что маркер пропитывает ее и пачкает стол. Маркерная бумага продлевает срок службы маркера, т.к. не дает пропитываться ему насквозь, он словно бы остается в верхнем слое бумаги. При этом, цвета маркеров на такой бумаге обычно более яркие и насыщенные, нежели на обычной. Продается маркерная бумага как правило в виде пачек листов (PAD) формата А4 или А3, также бывают скетчбуки с маркерной бумагой, напрмиер фирмы Molotow или Stylefile. Смотрите мое видео по маркерам и бумаге для них здесь.
Плановость:
Первый план, средний план, дальний план. Тесно-связанное с воздушной перспективой понятие. В искусстве – это деление на дальний (или третий план), средний (второй) и ближний (первый) планы. Плановость помогает передать глубину изображения. На дальнем плане цвета обычно приглушенные, низкая контрастность, краски словно визуально тускнеют из-за толщи воздуха между нами и предметами вдалеке (читайте подробнее понятие «воздушная перспектива» в данном блог-посте: читать). На среднем плане часто изображается главный «персонаж» сцены (в интерьерном скетчинге это может быть кровать, письменный стол и тп, в городском – здание, в иллюстрации – герой). В скетчинге первый план обычно играет роль некого обрамления для «главного героя», этот план находится ближе всего к нам как к зрителю, поэтому мы можем отчетливо видеть цвета и текстуры. Исключения можно встретить в иллюстрации или гравюрах, где часто первый план дают темным силуэтом, словно обыгрывая центр композиции.
Перспектива:
Этому термину, этой «Вселенной» в моем блоге посвящен отдельный пост, читайте его здесь.
Свотчи или выкраски:
Произошло от английского "swatch". Тестирование цветов маркеров на бумаге. Вот так выглядят свотчи всем известных Copic: посмотреть. Вообще, выкраски может делать на что угодно, у чего есть цвет: акварельные краски, акрил, даже цвета губной помады. Выкраски невероятно полезны и помогают увидеть реальный цвет, посмотреть как он "работает" на какой-то поверхности или конкретной бумаге, так как от бумаги тоже многое зависит в цветопередаче. Я люблю делать свотчи, когда мне приходит новый набор маркеров, как например в этом видео на Ютьюб "Olga Sorokina", где я вывожу цвет на бумагу и подписываю номер. Это помогает сориентироваться и ускорить время работы, когда я делатю скетч, особенно если это скетч на заказ и важно правильно передать палитру интерьера. Иногда я делаю выкраски нескольких гипотетически наиболее подходящих по цвету маркеров прямо в скетчбуке перед началом рисунка, чтобы определиться с наилучшими цветами и их сочетаниями. Примеры свотчей маркеров можно посмотреть здесь.
Тональный разбор:
Если говорить «по-научному», то это степень светосилы предмета. Стало еще непонятнее. Что такое светосила? Еще и ее степень. Давайте проще. Здесь вам поможет простое упражнение: представьте, что вы цветную фотографию переводите в черно-белую, как говорится, «город засыпает, просыпается мафия»: цвета исчезают, но остается тон. Стало понятнее? Рисуя на пленэре, полезно сильно прищуривать глаза и оценивать сцену с точки зрения тона: что самое светлое, что имеет средний тон, что самое темное. Это и есть тональный разбор.
Задание: посмотрите на эти два моих скетча и определите, что самое светлое, что среднее по тону, что самое темное в сцене.
Тональные растяжки:
Иногда я называю их просто «растяжки» или «градиенты». Это плавные переходы от более темного к светлому или наоборот, переходы как правило, в рамках одного цвета (хотя бывают и нескольких). К примеру, стена в помещении при обычном дневном освещении из окна будет немного темнеть к потолку и будет становиться более светлой ближе к полу. Это происходит из-за того, что свет, льющийся из окна, попадает на пол, на стены, меньше всего его «достается» потолку, который играет роль крышки коробки комнаты.
Смотрите видео на моем Ютьюб "Olga Sorokina" о том как делать тональные растяжки:
Композиция:
В искусстве – это соотношение предметов, форм и объектов в художественном произведении. Можно сказать, что это заполнение картинной плоскости (если мы говорим о рисунке, живописи, фотографии, а не о скульптуре или инсталляции). Вам могут сказать о скетче, что композиция в рисунке "удалась", это значит, что вы гармонично, красиво, интересно или оригинально собрали целое из частей. Самый наглядный пример это натюрморт, на нем очень хорошо тренировать навыки композиции, так как можно двигать предметы, добавлять новые, добиваясь удачной компоновки. В творческих ВУЗах очень часто на первых курсах дают задания для развития этого навыка, например, закомпоновать различные абстрактные фигуры в квадрате или прямоугольнике (это было наше задание на кафедре интерьера в СПбГХПА им. Штиглица). Подобные упражнения прекрасно тренируют чувство прекрасного, чувство пропорций и равновесия. Благодаря владению композицией, вы сможете делать ваши работы какими угодно: законченными, гармоничными, динамичными или статичными, оригинальными, выразительными и эмоциональными.
Скетчинг:
Само понятие произошло от английского слова «скетч» («sketch») или «быстрый рисунок», который помогает отразить главную идею, задумку дизайнера. В наши дни это слово приобрело более широкое значение. Изначально, скетчами называли виртуозные и быстрые зарисовки города (travel sketching), архитектуры, людей и модных образов (fashion sketching), предметов (industrial sketching), автомобилей (также industrial sketching), в целом все, что по технике исполнения подразумевает скорость, стилизацию, уверенность, свободу и даже долю хулиганства. Читайте подробнее о том, что такое скетчинг в данном блог-посте: ссылка.
Понравился блог-пост? Какие еще термины в скетчинге вам непонятны? Пишите в комментариях!
P.S. Пожалуйста поделитесь этим блог-постом со своими друзьями в соц. сетях! Спасибо большое!
© Ольга Сорокина, 2018
Все права защищены.
Использование материалов возможно только с активной ссылкой на сайт.